• Image 01
  • Image 03
  • Image 04
  • Image 05

Сложности в педагогической работе

Психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей, т.к. главным инструментом учителя выступает его психологическое взаимодействие с ребенком, а личность учителя является главным фактором труда учителя, определяющим профессиональную позицию педагогической деятельности и педагогического общения. Порассуждаем по поводу случая в "Гимназии №71 г.Гомеля".

Одной из серьёзных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35-40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъёма в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. В отдельных случаях эмоциональная напряженность педагога достигает критического момента, результатом является потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья. Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, раздражительности, отчаяния.

Мне кажется, в любой школе можно наблюдать подобную ситуацию, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди сами уходят из школы (крайне редко), меняют профессию, а в большинстве случаев мы остаёмся в школе и продолжаем изо дня в день ходить на работу и  учить «доброму вечному» ведь другого мы не умеем! И всё повторяется вновь и вновь…усталость от всего, подавленность, отсутствие желаний, стремление быть замеченным или, наоборот, незамеченным. И к кому обратиться за помощью? Дома не поймут, администрация требует результативности, и если её нет, значит плохо работаешь, большинство коллег вряд ли что-то посоветуют, т.к. сами находятся в подобной ситуации. И вот здесь должна принять активное участие социально-психологическая служба учреждения образования. Ведь цель и назначение этой службы – помогать. Почему ж не помочь педагогу? Мне кажется, что психологическая поддержка педагогов в ситуации эмоционального выгорания должна стать приоритетной линий в работе школьного психолога с учителями.

Независимо от совокупности обстоятельств реакция педагога на поведение учащегося была недопустимой. Министерство образования неоднократно указывало на недопустимость проявления агрессии или насилия в отношении несовершеннолетних. По случаю, произошедшему в ГУО «Гимназия № 71 г. Гомеля», в настоящее время проводится внутреннее расследование, по результатам которого будут приняты соответствующие управленческие решения.

Чтобы впредь исключить повторение подобных негативных случаев, педагогам следует соблюдать четкий алгоритм действий.

Обязанности педагогических работников прописаны в Кодексе Республики Беларусь об образовании (статья 53). Учитель обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы. Поэтому любое насилие (физическое в виде «подзатыльника» или психологическое в форме нецензурных высказываний) с позиции педагога недопустимы.

А что Вы думаете по этому поводу, уважаемые читатели?