• Image 01
  • Image 03
  • Image 04
  • Image 05

Какое будущее ожидает школьную медиацию? В Минске с участием министров и депутатов прошел круглый стол, посвященный решению конфликтов в школе

Школьная медиация появилась в нашей стране несколько лет назад. За это время сотни мальчишек и девчонок прошли обучение и стали медиаторами — решателями конфликтов. Школьные клубы медиации, которые помогают решать мелкие в глобальном, но самые важные споры и конфликты в локальном масштабе, появились во всех областях. Медиация в школах, когда дети сами же разбирают и гасят конфликты, стала эффективным способом не только решения проблем, но и предотвращения спорных ситуаций. Как и было задумано, сегодня создание школьной службы медиации помогает развитию среди школьников взаимопонимания, мирного разрешения споров и конфликтных ситуаций и закреплению этого как культурной традиции. Инициаторы подобного института в нашей стране уверены — он должен развиваться дальше.

Первым шагом стало подписание сегодня в Минске во время круглого стола соглашения о сотрудничестве в сфере развития школьной медиации между ОО ”Белорусский республиканский союз юристов“ и Министерством образования. После этого участники дискуссии, среди которых министры, депутаты, представители школ и отделов образования со всех областей страны, смогли обсудить будущее школьной медиации. В частности, был затронут вопрос комплексного межведомственного подхода в развитии школьной медиации — ее национальной модели и возможности совершенствования.  

Валерий Мицкевич, заместитель председателя Палаты представителей Национального собрания, Председатель общественного объединения ”Белорусский республиканский союз юристов“, обращаясь к участникам круглого стола, отметил значимость подобных общественных инициатив: «Школа играет важную роль в воспитании гражданина, его социализации и реализации. Проблемы, которые не решаются конструктивно в школе, влияют на всю последующую жизнь человека. Наш практический опыт показывает, что чем раньше начинается работа с конфликтом, тем менее травматичны его последствия». Валерий Вацлавович также отметил, что влияние на профилактику конфликтов и совершения правонарушений среди несовершеннолетних нужно начинать как можно раньше, не доводя до принятия правовых норм уголовного и административного характера: «Основной профилактический эффект имеет работа с конфликтом в школе. При этом к оказанию помощи детям в школе нужно подходить комплексно».

Игорь Карпенко, министр образования, выразил всестороннюю поддержку развитию школьной медиации и пообещал поддержать на всех уровнях ее внедрение в учреждениях образования: «Медиация — один из самых перспективных методов разрешения конфликта. Министерство поддерживает идеи мирного решения разногласий и конфликтов в учреждениях. Это важно для создания безопасной и комфортной среды в школе. Сегодня, когда стандарты обучения в школе построены на принципах демократического гуманного отношения, мы встречаемся и с фактами авторитарного подхода в воспитании и конфликтных ситуациях, которые активно обсуждаются не только в профессиональном сообществе, но и в обществе в целом». По словам министра, совершенствование национальной системы образования требует новых подходов. В том числе в сфере организации взаимодействия между родителями, учителями, учениками.   

Олег Слижевский, министр юстиции, напомнил, что, к сожалению, споры и конфликты являются неустранимым компонентом общественного развития: «Устранить конфликтность в обществе невозможно, но игнорировать его не только не продуктивно, но и преступно. Особенно в образовательной среде, где формируется будущее нашего государства. Поэтому министерство проводит большую работу по развитию медиации для ее применения в разных сферах — от школьной скамьи до студенческой».    

Читать далее на сайте Издательского дома «Беларусь Сегодня»