• Image 01
  • Image 03
  • Image 04
  • Image 05

Когда ребенку нужны внеклассные уроки

Чтобы подтянуть детей по школьным предметам, родители готовы порой на любые траты. Хочет ученик ходить к своей классной на факультативные занятия или ездить в частный центр? Пожалуйста. А если позволяют финансы, то для любимого чада отец с матерью нанимают и репетитора. Но всегда ли это оправданно и какова цена вопроса.

Знания не в тягость

По мнению некоторых педагогов, почти в каждом классе 15—20 % ребят нуждаются в дополнительных занятиях. Ирина Козловская, преподаватель и мать четверых детей, отмечает, что главная проблема нынешней школы в том, что ребенок попросту не успевает на должном уровне делать домашнюю работу:

— У нас сейчас популярно мнение, что мир меняется очень быстро, поэтому детям надо дать по максимуму. То есть, говоря простым языком, впихнуть в них все и сразу. Но часто это имеет обратный эффект. Я бы разгрузила школьные программы и посмотрела, станут ли ребята лучше учиться.

По этому поводу депутат Палаты представителей Национального собрания, заместитель председателя Постоянной комиссии по  образованию Лилия Кирьяк говорит:

— Все дети разные по своим задаткам, темпераменту. Учитывая эти особенности, используются межпредметные связи, чтобы не было перегрузки. Например, изучение некоторых тем по белорусскому языку опережает похожие темы русского языка. Аналогичные примеры есть по математике и физике, истории и географии, физике и химии. Практика показывает, что ребята, которые успешно усваивают школьную программу, как правило, обучаются в учреждениях дополнительного образования. Главное, чтобы ребенку было комфортно, тогда ни о какой перегрузке речи быть не может.

Директор столичной школы № 51 Галина Черник говорит, что у них проводятся дополнительные занятия. И посещают их и отличники, и хорошисты, и те, кто не входит в эти категории.

— У нас в каждом классе организованы факультативные занятия. Выбор предметов зависит от запроса учеников, — рассказывает Галина Черник. — Что касается факультативов, то они бесплатные.

Анна Шаблинская, учитель английского в одной из брестских школ и по совместительству репетитор, заметила, что чаще всего к ней на частные занятия приходят те, кто отстает от программы.

— Родители жалуются, что ребенок получает в школе 6—7 по языку, в то время как они хотят видеть в дневнике 9—10. Конечно, оценка — это не всегда показатель знаний, — говорит педагог. — Ребенок может бояться отвечать в классе, зато наедине с преподавателем блестяще излагает все, что знает. Но нужно учитывать: учитель не в состоянии уделять каждому подопечному много внимания. В классе 25 человек, и урок идет 45 минут.

По словам Лилии Кирьяк, в последние годы в школах популярны платные занятия по освоению, например, второго иностранного языка:

— Востребованы также курсы по подготовке к школе воспитанников детских дошкольных учреждений.
 

Депутат уверена, что преподаватель всегда заинтересован в том, чтобы знания ученика не ограничивались только информацией, полученной на уроке. Однако бывает, и факультативных часов оказывается недостаточно. Тогда прибегают к услугам репетиторов.

Победы общие

Иногда за год или два перед поступлением в вуз ребенку нанимают репетиторов по предметам, по которым он будет сдавать ЦТ. Популярнее всего внеурочные преподаватели по математике, английскому и русскому языкам.

В столичной школе № 51 ученики готовятся к ЦТ на факультативах. В Скоковской СШ Брестского района есть специальные курсы. Ввели их четыре года назад. Начинали с двух предметов: математики и русского. Затем добавилась физика. Директор школы Валентина Саевец говорит, что сейчас неизвестно, будут они открывать подготовку к ЦТ или нет. Выпускников мало — всего шесть:

— Мы набираем максимум четыре одиннадцатиклассника на курсы. Потому что в большей степени это все-таки индивидуальные занятия. В прошлом году час занятий стоил 8 рублей. И стоимость делилась на количество учеников.

Наталья Сорокоумова готовит выпускников к ЦТ 12 лет. У нее авторские курсы английского.

— Ученику со средним уровнем владения языком при условии выполнения всех домашних заданий и безукоризненного следования нашим советам хватает одного учебного года для подготовки к сдаче ЦТ. Но бывает, что необходимо и 2—3 года.

Такие ребята сначала занимаются разговорным английским в группах, восполняют пробелы в знаниях, пополняют словарный запас и углубленно изучают грамматику. А потом год они нацелены только на ЦТ.

Наталья уверена, что, несмотря на довольно большое количество предложений от разных репетиторов на рынке услуг, хороших среди них единицы. И чтобы сходу выбрать толкового преподавателя, нужно разбираться и в предмете, и в преподавании. Иначе никак. Громкие имена, реклама, высокие цены — не гарантия успеха.

О популярности репетиторства Лилия Кирьяк говорит вот что:

— Иногда молодые люди слишком поздно делают свой профессиональный выбор. И чтобы нагнать предмет, ранее не рассматриваемый для сдачи ЦТ, нанимают учителя в частном порядке. При этом, замечу, своевременно не были использованы все возможности, которые предлагает школа.

Депутат считает, что родители, нанимая репетитора, пытаются переложить свою ответственность на него:

— В то же время практика показывает: ученик с высокой мотивацией и трудолюбием получает блестящие результаты ЦТ без репетиторов. И это подтверждает тенденция последних лет.

Влад Ярмошук из Малориты этим летом сдал математику на 100 баллов. В ЦТ по белорусскому языку и физике допустил по одной ошибке. В сумме у парня 391 балл. Он окончил лицей БГУ с золотой медалью.

— Подготовку к тестам я все время откладывал на потом. На первом этапе РТ получил 77 баллов, на втором — тоже, а на третьем — вообще 75! Тогда и понял, что пора взяться за ум. Два месяца до ЦТ я решал тесты прошлых лет, да и на уроках готовили. Больше помощи мне не понадобилось.

Лилия Кирьяк уверена, что большинство преподавателей заинтересованы в успехе своего ученика. И порой не меньше, чем родители:

— Это показатель профессиональной состоятельности учителя. Это и вопрос его самоуважения. Результаты учеников формируют имидж и авторитет педагога. Высокие оценки — общая победа. Хотя на своеобразном пьедестале стоит ученик, за его плечами всегда фигура преподавателя.

Читать далее на сайте Издательского дома «Беларусь Сегодня»