Профсоюзные уроки

С 2015 года по настоящее время (2020 год) в учреждениях общего среднего образования Центрального района г.Гомеля на регулярной плановой основе проводятся профсоюзные уроки.

Районным комитетом в первичные профсоюзные организации направлены методические рекомендации по проведению профсоюзных уроков, проводится обобщение опыта работы по данному направлению.

Вопросы «О проведении профсоюзных уроков» регулярно рассматриваются на заседаниях Президиума районного комитета.

Профсоюзные уроки проводятся с целью ознакомления старшеклассников с историей профсоюзного движения, информирования о современном этапе развития профсоюзного движения, трудовых правах и гарантиях работников, повышения мотивации участия молодежи в профсоюзном движении. Учащиеся осознают ценность соблюдения права каждого на достойный труд.

Педагоги и председатели первичных профсоюзных организаций, активно участвующие в подготовке и проведении профсоюзных уроков поощряются Почетными грамотами районного комитета, а также экскурсионными поездками.

Наиболее активно проявили себя в данной работе учреждения образования «Гимназия № 10 г.Гомеля» (председатель первичной профсоюзной организации Юрченко Елена Валерьяновна), «Гомельский городской лицей №1»(председатель  первичной профсоюзной организации Харитончик Светлана Александровна), «Средняя школа №11 г.Гомеля» (председатель первичной профсоюзной организации Лебедева Людмила Анатольевна),«Средняя школа №27 г.Гомеля» (председатель первичной профсоюзной организации Анисимова Елена Александровна).

При проведении профсоюзных уроков всегда широко используются информационные технологии, наглядные материалы. На уроках используют такие формы работы, как беседа, элементы лекции, проектная деятельность, анкетирование, игровые моменты, выполнение групповых, коллективных и индивидуальных заданий. Профсоюзные уроки для старшеклассников проводятся в рамках курсов «Обществоведение» и «История», тематических классных часов, а так же в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ».

Большое внимание на уроках уделяют понятиям «трудовая деятельность», «труд», «материальное производство», демонстрируют их взаимосвязь с качеством жизни, определяют содержание и критерии понятия «достойный труд», дают представление о нормах международного и белорусского права в области трудового законодательства; рассматривают тенденции молодежного рынка труда в стране. Во время проведения уроков педагоги отмечают, что сегодня именно профсоюз остается самой массовой общественной организацией трудящихся, имеющей право по закону представлять интересы и защищать права работников.

Учителя формируют у учащихся понимание социально-экономических процессов в области трудовых отношений, умение адаптироваться в новой социальной среде. Наряду с понятиями «гражданское общество», «правовое государство» ребята знакомятся с понятием об общественных организациях, отмечая, что это неотъемлемый элемент гражданского общества. Ребята знакомятся с Трудовым кодексом Республики Беларусь, обсуждают отдельные статьи Конституции РБ, Закон РБ «О профессиональных союзах».

В районе налажено взаимодействие с первичной профсоюзной организацией студентов Гомельского государственного университета и. Ф.Скорины. Использование метода «Равный обучает равного» позволяет открыто обсуждать интересующие молодых людей проблемы, связанные с получением высшего образования, трудоустройством и дальнейшей трудовой деятельностью. На таких занятиях ребята  более активны, задают интересные вопросы, размышляют над поставленной проблемой, рассуждают, дают свою собственную оценку предложенным проблемным ситуациям.

Самостоятельная работа учащихся при подготовке профсоюзных уроков используется в государственном учреждении образования «Гомельский городской лицей №1». При проведении уроков на тему «История профсоюзного движения» учащиеся подготовили сообщения об истории возникновения профсоюзов, литературные описания особенностей труда представителей различных профессий в историческом аспекте, использования детского труда. Во второй части была организована работа в творческих группах. Ребята активно включились в процесс решения задач по трудоустройству несовершеннолетних. Каждая группа защищала свой проект. Получив теоретические знания, учащиеся перешли к практическому рассмотрению вопросов соблюдения трудовых прав.

Проведенные уроки показывают, что тема интересна молодым людям. Учащиеся принимают активное участие в обсуждении уроков, высказывая собственное мнение, отстаивая личную позицию, говорят о трудностях, возникающих во время трудовой деятельности и путях их преодоления. По мнению учащихся, на этих уроках они многое узнают  о новой для них теме - профсоюзной организации, её роли в защите прав работающих, понимают, что сила – в единстве, в ценности права на уважение интересов каждого человека.

Проведение профсоюзных уроков стало хорошей традицией в районе, способствующей разъяснению роли и значения профсоюзной организации в представительстве и защите социально-трудовых прав членов профсоюза.

Председатель РК отраслевого профсоюза Наталья Сазонова