Слово о директоре

Когда я, будучи шестиклассником, вместе со своими товарищами шёл на первый в нашей жизни урок географии, мы все немного побаивались. Еще бы! Географию ведёт директор – Тамара Ивановна Шведова. По слухам, человек требовательный, принципиальный и строгий. Слухи оказались правдой, но, как обычно это бывает, только ее частью.Спокойный, уверенный тон, изысканные манеры, безупречная подготовка и знание материала, чувство юмора и умение расположить к себе ученика – мы просто сидели на уроках, открыв рты, и слушали про тяжелую промышленность Германии и экзотические острова Тонга с одинаковым интересом! И вот теперь, в канун ее 70-летнего юбилея появилась возможность поговорить с Тамарой Ивановной о роли директора, учителях, учениках и школе.

– Я окончила с отличием в 1971 году Могилевский педагогический институт по специальности «Учитель географии». В речицкой системе образования работала с 1979 года сразу воспитателем ГПД, потом учителем, заместителем директора по учебной работе, а с 19 сентября 1994 года – директором СШ№9.

Это был понедельник, коллективу меня представила Наталья Ивановна Миц, тогда она руководила речицким гороно. Я ей очень благодарна за то, что она поверила в меня, доверила столь ответственную должность. Педагогический коллектив школы мне был хорошо знаком, поскольку именно в девятой школе я работала завучем с 1982 по 1989 год.

На следующий день, во вторник, иду я в школу и вижу: на лужайке, на сложенной вдвое географической карте сидят двое мальчишек и увлеченно играют в настольную игру. Я ведь географ – и это меня искренне возмутило. Но удалось перевести всё в шутку и вернуть карту на место, а учеников – на уроки. Фамилии этих ребят я помню до сих пор. Так началось знакомство с вверенным мне контингентом.

Дальше началась работа со всеми заботами и нюансами, время было непростое.Для молодых учителей есть такой совет: нужно понять, что учитель – это в какой-то мере бессребреник, то есть ждать, что тебе кто-то какие-то богатства с неба принесет, точно не стоит. Особенно это актуально было 20–25 лет назад. Теперь работать легче: есть и платные образовательные услуги, и с финансированием от государства стало получше. А тогда школа зарабатывать не могла, и поступления из бюджета были более чем скромными, поэтому нужно было искать помощь и у руководителя базового предприятия РУТТ, и у родителей наших учеников. С благодарностью вспоминаю А.И.Кечко, А.П.Ласицу, А.П. Бурдюхина, А.В. Рыбакова, С.А. Пашкова и многих других.

Проблем в школе было много – и в материальном, и в учебном плане. Дисциплина учащихся оставляла желать лучшего, накопились вопросы и внутри коллектива. Первый год работа директором сводилась к тому, чтобы привести школьную жизнь в систему. После этого можно было говорить о каком-то развитии. С 1995 года ввели профильное обучение – и это дало свои результаты. Выпускники физико-математического класса практически все поступали в вузы не только на технические специальности, но и в медицинские университеты.

Есть такое весьма спорное мнение, что двоечники и троечники устраиваются в жизни лучше, чем ребята с хорошей успеваемостью. Я могу сказать точно: из медалистов, отличников получаются прекрасные специалисты. А труд профессионалов всегда ценится в любой сфере.Многое зависит от родителей. Если мама и папа своего ребенка толкают вперед, то да, тогда даже троечник может неплохо устроиться под их чуткой опекой. Есть позитивные примеры, как весьма средние учащиеся реализовали себя в сфере грузоперевозок, ритуальных услуг или торговли.

А иногда получается, как в семье Кузевичей, когда родители – простые, хорошие люди своим примером показывают правильный путь в жизни. Мама, медсестра, научила их доброте, культуре, отец привил трудолюбие, другие качества. И оба брата – Ярослав и Игорь – хорошо учились, нашли свое место в жизни, престижную работу, стали достойными людьми.

Среди выпускников девятой школы – судмедэксперты, офицеры, начальники разного уровня, инженеры, экономисты, медики… И никто из них при встрече не упустит возможности поздороваться, побеседовать.

Учителю нужны бесконечное терпение и любовь к своему делу. Если не любишь эту работу, она тебя тяготит – лучше сразу бросить.Дети они очень разные, они постоянно развиваются, изменяются. Интересно было наблюдать, как дети взрослеют, вырастают после летних каникул, как меняются поколения. Конечно, тем, кто рос в 90-е, пришлось тяжелее, в первую очередь в финансовом плане.

Помню, как пришла ко мне в кабинет одна родительница и говорит, что дочка требует кожаную куртку. «Кожаных курток теперь нет только у пьяниц!» – заявила девочка. Ну что ж, на тот момент у меня тоже не было кожаной куртки. И коллектив в нашей школе был неплохой. Многие учителя сумели реализовать себя в профессиональном плане и теперь работают в районном лицее, в гимназии, колледжах, в отделе образования, занимают руководящие должности…Для значительного числа учеников и педагогов СШ№9 стала своеобразным трамплином в жизнь, и я этим горжусь. Человек должен развиваться, совершенствоваться, и удерживать его на одном месте – неблагодарное дело.

Многие выпускники школы вернулись и работали в СШ№9 педагогами: Вадим Алексеевич Стрельченя, Елена Викторовна Скворцова (сейчас – директор СШ№7), Елена Владимировна Шубенок и другие, что-то их привлекало.

Одной из своих главных задач на должности директора я видела выстраивание правильных отношений – между администрацией, коллективом, родителями и учащимися. Спокойная, почти семейная обстановка в коллективе, взаимопонимание и деловой, культурный вариант решения насущных проблем – вот к чему я стремилась, будучи директором школы. И, надеюсь, это у меня получилось!

***

В настоящее время Тамара Ивановна Шведова – председатель совета ветеранов педагогического труда Речицкого района и успешно совмещает общественную работу с замечательной ролью мамы и бабушки, и это прекрасно! Любовь близких, уважение коллег, благодарность учеников – это именно то, чего хотелось бы пожелать в день рождения! С юбилеем, дорогая Тамара Ивановна!