От истоков - к итогам

Есть среди великих слов-понятий одно редко (и это не случайно!) употребляемое в нашей речи слово – благоговение. Оно используется в наши дни чаще в высокой книжной речи. Помните, лирический герой из стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Воробей» «благоговел перед…маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом», то есть перед готовностью матери – воробьихи пожертвовать собой  - погибнуть в пасти огромной собаки – ради спасения своего птенца.

По-видимому, такое «стеснительное» использование слова «благоговение» можно объяснить только высотой чувства, скрытого в нем, в этом слове.

Однако, оправданно стесняясь употреблять в своей речи это благородное слово, мы, тем не менее, все же неоднократно и испытываем, и переживаем чувство, выраженное в нем.

Мы благоговеем перед героическим подвигом наших отцов и дедов в годы Великой Отечественной войны. Благоговеем перед готовностью медицинских работников рисковать своей жизнью в период пандемии. Благоговейно храним в памяти святые для нас воспоминания, чувства, ощущения, связанные с детством и юностью, с образами матери, отца, близких и любимых людей, с книгами и вещами из родного дома, с картинами природы и фильмами, поразившими наше воображение…

Думаю, что все пережитое и прочувствованное нами с высочайшей степенью любви, с благоговением, формирует в нас наши лучшие личностные качества.

Лирический герой И.С.Тургенева в уже названном стихотворении в прозе приходит к выводу: «Только ею, только любовью держится и движется жизнь».

Эти размышления родились под впечатлением простой истории обычного учителя белорусского языка и литературы.

Грицкова Людмила Анатольевна, учитель белорусского языка и литературы  средней школы №10 г.Светлогорска, родилась в  деревне Носовичи Добрушкого района. Росла любимой старшей дочерью и сестрой в дружной, трудолюбивой семье. «С молоком матери впитала в себя» в детстве прочную, святую любовь и к заросшей кустарником речушке Уть, и к окрестным цветущим, пахнущим медом полям и пастбищам, и к сочному народному белорусскому «говару» земляков, и к своей сельской школе, и к своей первой учительнице – Хомяковой Нине Ильиничне.

Любовь к труду, к делу, за которое взялась и которому нужно отдать всю себя, целиком и полностью, - эти качества достались ей от отца, Салоедова Анатолия Даниловича, по профессии водителя, тракториста. Людмила Анатольевна вспоминает, что он любил и умел трудиться так, чтобы результат был высокий, чтобы была отдача, чтобы «душа возрадовалась». Пустого времяпрепровождения ее отец не признавал и не выносил.

А мать («мая мамка», «матулечка» - только так и сегодня называет ее уже взрослая и солидная дочь), Валентина Степановна,  учила любить и уважать соседей, подруг, учителей и ценить в людях не их материальное благополучие, а живую душу, искренность, доброту, отзывчивость. Учила видеть хорошие качества в окружающих людях, в их делах и поступках.

Любовь к школе, к преподавательской деятельности, к глубокому познанию родного белорусского языка помогли сформировать сельские учителя – классный руководитель, учитель русского языка и литературы Сивкова Людмила Ефимовна («как она умела подать материал!» – вспоминает Людмила Анатольевна), учитель белорусского языка и литературы Куцепалова Мария Павловна.

Сказались и гены: бабушка по линии отца была учителем русского языка и литературы.

По окончании средней школы  девушка не испытывала сомнений и раздумий по поводу выбора профессии. Она подала документы в Мозырский педагогический институт имени Н.К.Крупской.

Студенческие годы стали для нее «эпохой погружения» в историю родного языка, его норм и особенностей, временем обогащения живой белорусской народной речи, достижениями высококультурной белорусской классики. Нужно ли говорить, что на безделье у нее времени не хватало, да и не требовалось.

Первым рабочим местом для нее стала средняя школа №11 г.Светлогорска, школа-новостройка, кабинеты которой еще нужно было «отчистить и отшлифовать» к 1-ому сентября. Трудности, которые она ощутила в достаточно сложной обстановке школы-новостройки, не оттолкнули ее ни от школы, ни от детей. Пришлось и кабинет оформлять, и с детьми, пришедшими из разных школ города, знакомиться, создавать единый сплоченный классный коллектив. «Пропадала» в школе с утра до вечера, но к труду ей было не привыкать.

После рождения дочери Людмиле Анатольевне пришлось оставить и детей, ставших своими, родными, и оформленный ею кабинет белорусского языка и литературы. Возникла необходимость перейти в школу,  расположенную рядом с домом, с детским садом.

И вот уже на протяжении 31 года Людмила Анатольевна трудится в средней школе №10 г.Светлогорска, занимается любимым делом – учит детей любить и знать родной язык так, как любит и знает его она сама. Продолжает работать так, как учил ее отец: отдавать себя делу целиком и полностью, добиваться вместе с ребятами главного результата – благоговейного отношения к святыне – к родному языку, «да роднай матулі - Беларусі», осознания каждым учеником именно себя носителем белорусской национальной культуры. Людмила Анатольевна очень искренна в своих побуждениях и поступках, в общении со своими учениками. И городские дети, общающиеся каждодневно на русском языке, слушая своего учителя, переживая вместе с ней ее отношение к родному языку, понимают и принимают чувства и веру своего учителя, и “немаўлята” разговаривают на белорусском, родном, языке, посещают факультативные занятия по белорусскому языку, читают белорусскую классику, участвуют в олимпиадах и творческих конкурсах, выбирают белорусский язык в качестве учебного предмета при сдаче ЦТ.

Людмила Анатольевна глубоко верит в одаренность своих учеников. они для нее самые умные, самые талантливые, они, конечно же, могут и должны добиваться высоких результатов в учебном труде, просто для этого нужно трудиться, поставив перед собой конкретную цель. И ее ученики – совсем не случайно! – становятся победителями третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады, заключительного этапа областной олимпиады по учебным предметам “Белорусский язык” и “Белорусская литература”, областного конкурса риторического мастерства “Гавары са мной па-беларуску”, областного лингвистического конкурса “Ведай родную мову”. Особая гордость Людмилы Анатольевны – это выпускники, набравшие наивысший балл на централизованном тестировании. А их у нее уже четверо.

 Но есть и еще один важнейший результат ее учительской деятельности, которым она гордится в неменьшей степени. Спустя годы кто-то из бывших учеников, заметив ее на противоположной стороне улицы, перебежит к ней через дорогу, чтобы поздороваться и рассказать о себе, о своей семье, посоветоваться в вопросах обучения и воспитания детей, признается, что в дни школьных праздников вспоминает о ней, о ее уроках. Кто-то из бывших учеников позвонит и просто поздравит ее с праздником.

Рассказывая о своих учениках, о своей гордости за их состоявшиеся судьбы, невысокая, худенькая и очень скромная, она просто светится от счастья. Ее уроки высокой любви, труд ее души, труд всей ее жизни, не пропали даром.

 Своей самоотверженностью по отношению к учительскому труду она напоминает мне героиню стихотворения И.С.Тургенева. И неожиданно рождается мысль: возможно, такое отношение к своему делу – это еще один повод для чувства благоговения. “Учитель, перед именем твоим…” – это еще одно восприятие этой простой истории.

Татьяна Николаевна

Ушакова, учитель русского

языка и литературы

средней школы №10 г.Светлогорска