Юлия Пыжова, учитель из Ветки: «Иностранный язык знать необходимо!»

На английском языке разговаривают свыше 2 млрд человек (об этом в книге «Приключения английского языка» рассказал английский писатель Мелвин Брэгг), для более чем 335 млн (2003 год) он является родным. В 54 странах английский признан официальным языком. Многие называют его языком политики и бизнеса. А ровно 10 лет назад ООН официально утвердила Международным днём английского языка 23 апреля (день рождения величайшего драматурга Уильяма Шекспира).

В числе тех, для кого 23 апреля особенный день, ветковчанка Юлия Пыжова. Вот уже 10 лет она преподаёт английский язык в средней школе №1 г.Ветки им. А.А. Громыко.

Как и большинство студентов факультета иностранных языков, Юля не думала о профессии педагога. Она мечтала работать в крупной туристической  компании, много путешествовать и рассказывать иностранным туристам о достопримечательностях красивейших городов мира. Школа была лишь стартовой площадкой, обязательной для выпускницы университета. Но два года отработки затянулись, а преподавание стало чем-то большим, чем просто работа.

Сегодня Юлия Александровна продолжает дело своего талантливого педагога Татьяны Владимировны Устиновой, которая передала ей любовь к английскому языку. Но в своей практике молодой учитель делает акцент совершенно на иные вещи. Например, на произношение.

— Чаще всего из школы мы выходим не с теми знаниями, с которыми нам хотелось бы. За границей нас не всегда понимают. Поэтому на своих уроках я стараюсь дать детям возможность почувствовать язык, — делится мыслями педагог.

Методика преподавания продиктована практикой. В языковую ловушку однажды попала и сама Юля. При заселении в один из отелей курортного города из-за нюансов произношения её «омолодили» лет на 20 и идентифицировали не как взрослого, а как подростка. Разумеется, ситуация очень быстро прояснилась, но этот курьёзный случай стал семейной историей.

— Свободное владение английским языком — норма, диктуемая нам современностью. Информация на этикетках товаров, информационные указатели в крупных городах… Английский давно перестал быть иностранным и плотно вошёл в наш обиход, — считает ветковчанка.

По данным переписи населения 2010 года, всего 5% белорусов свободно владеют английским. В 2018 году в шведском рейтинге Индекса профессионального мастерства английского языка Беларусь среди стран мира, где английский не используется на национальном уровне, заняла 38-е место из 88. За последние годы ситуация в корне изменилась: открытые границы, возможность путешествовать, учиться за рубежом, работать в иностранных компаниях стимулируют совершенствовать свои знания английского. Тем более, считает Юлия Пыжова, начинать учить язык можно человеку абсолютно любого возраста и профессии. Никаких ограничений нет. И называет наилучший возраст первичного усвоения материала: 4–7 лет, когда сформировался устойчивый навык общения на родном языке.

— Моя дочь достаточно поздно начала говорить. К этому времени в игровой форме мы занимались изучением английского. В результате первые слова она произнесла на английском, — делится личным опытом учитель. — Разумеется, занятия я приостановила и возобновила лишь после того, как ребёнок начал уверенно говорить на русском.

Знаниями Юли активно пользуются дома. Например, инструкции к бытовой технике давно читаются исключительно на английском. Легко педагогу путешествовать или сопровождать школьников в поездках в Италию. Отсутствие языкового барьера помогает за границей найти выход из любой затруднительной ситуации. Не растерялась учитель и когда в ноябре 2018 года на 150-летие школы пожаловала посол Великобритании Фионна Гибб (в августе 2019-го покинула Беларусь в связи с окончанием своей дипломатической миссии. — Прим.).

— Фионна Гибб оказалась очень тактичной и приятной в общении. Она предложила нашей школе подключиться к программе обмена для школьников, которая уже активно реализуется в Гомеле, — рассказала учитель.

Сейчас это стало целью Юлии Пыжовой. Она уверена: в Ветке есть дети, готовые к 2–3- недельной стажировке в Англии. В свою очередь, наши семьи также с большим удовольствием приняли бы у себя в гостях британских подростков.

— Для детей это была бы очень хорошая языковая практика. Тем более, что в нашей школе предпочтение отдаётся британскому английскому, — рассуждает учитель.

Среди вариантов английского выделяются британский, американский, канадский, австралийский и новозеландский. Каждый из них имеет массу диалектов и вариаций. Но первична всё же британская версия, которая начала формироваться в V веке. На ней в своё время создавал шедевральные пьесы Уильям Шекспир, писал гениальнейшие романы Уильям Сомерсет Моэм (любимый автор Ю. Пыжовой), творила группа «Биттлз», чья музыка стала классикой. Произведениями этих авторов при изучении английского языка рекомендует вдохновляться педагог. А ещё главными достопримечательностями Англии — Виндзорским замком, лондонским Биг-Беном, Вестминстерским аббатством, Букингемским дворцом, о которых она рассказывает на своих уроках и которые мечтает когда-нибудь увидеть воочию.

Впрочем, все мечты педагога — наладить с Англией программу обмена для школьников, открыть частную практику (преподавать языковые курсы для детей 4–7 лет), побывать в Великобритании — осуществимы.

— За каждым проектом скрывается большая работа. Но я уверена, если грамотно расставить приоритеты, всё получится, — с оптимизмом заключает учитель.