Ветковский районный комитет профсоюза

Ирина Васильевна Квакуха — педагог, который учит любить

Русский язык входит в десятку самых распространённых языков мира. Он уступает по своей масштабности лишь арабскому, испанскому, хинди, английскому и китайскому языкам. Общее число носителей русского языка превышает 260 миллионов (2014 год), для 154 миллионов человек он является родным. Во время переписи населения 2009 года (данные переписи 2019 года ещё обрабатываются) родным его назвали 3,2 миллиона белорусов. На этом языке создавали свои произведения величайшие писатели, известные во всём мире. А 6 июня, день рождения Александра Сергеевича Пушкина, стал официальным Днём русского языка. О том, какое значение он имеет в современном обществе, мы поговорили с учителем средней школы №1 г. Ветки им. А.А. Громыко Ириной Васильевной Квакуха.

Ирина Васильевна — уважаемый и горячо любимый многими ветковчанами человек. За 26 лет учительства в городской школе она научила грамотно писать и правильно говорить несколько тысяч земляков. Её уроки любят, на литературе слушают с замиранием сердца, но школьной классике предпочитают совершенно иные увлечения.

Как педагог Ирина Квакуха состоялась ещё до поступления в Гомельский университет имени Ф.Скорины. После школы она год учила казацкоболсунских школьников истории, обществоведению и географии. Именно там она, сама ещё вчерашняя школьница, прошла школу молодого учителя, научилась строить отношения со взрослым коллективом и учениками-подростками, прошла «крещение» классным руководством и ещё больше утвердилась в своём намерении быть учителем. Обязательно русского языка и литературы, чтобы доказать, в первую очередь себе, что знает предмет больше, чем на четвёрку, которую ей поставили на школьном выпускном экзамене.

Доказала. В университете она была единственной в группе, кто писал диктанты без ошибок. Хотя предметам по языкознанию всегда предпочитала литературу. До сих пор в свободное время она любит читать. Чтобы быть в курсе литературных предпочтений своих учеников, перечитала всю серию книг о Гарри Поттере. Следующая на очереди так популярная среди молодёжи «НИ СЫ» Джен Синсеро. Впрочем, и сегодня между электронной книгой и бумажной выберет последнюю. Педагог уверена: в бумажных книгах есть определённый шарм — легко можно вернуться на несколько страниц назад, перечитать эпизод, сделать пометки, что-то выписать. Хотя и значимость электронной книги не умаляет. Роль этих помощников удалось оценить во время дистанционного обучения или когда пришлось читать программную литературу, которой не достать в наших библиотеках.

Рассказывая о своей любви к книгам, Ирина Васильевна с горечью осознаёт, что нынешнее поколение школьников практически не читает, а это становится следствием того, что снижается грамотность, поэтому говорить о том, что молодёжь знает русский язык, приходится с большой натяжкой. Действительно читающих учеников в школе очень мало.

— Я замечаю, что многие семьи воспитывают своих детей как вундеркиндов и не учат трудиться, читать. Таким образом, они идут по пути наименьшего сопротивления, не понимая, что обделяют ребёнка в желании узнавать что-то новое, — делится наблюдениями учитель и добавляет: — Грамотность — это не только знание правил, это показатель, как много человек читает.

Азы грамотности, в первую очередь, закладываются в раннем детстве через чтение сказок, стихов, рассказов. С правилами, эталонным языком ребёнок знакомится лишь в школе. И от того, насколько много к этому времени он слушал правильную речь, зависит успех в освоении языка. Вместе с тем, уверяет педагог, грамотность можно повысить. Но дети должны сами осознать, что это необходимо. И Ирина Васильевна знает такие примеры. Как правило, желание не просто учиться, но и учить, работать на результат просыпается в классе десятом, когда приходит время готовиться к централизованному тестированию. Тогда дети усиленно работают над собой и своей речью. Один из самых действенных приёмов, который рекомендует учитель, — чтение. И начинать стоит с классики. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Мёртвые души» Н.В. Гоголя — произведения, которые транслируют нам русский язык во всём его богатстве и разнообразии. Существенно развивает память выразительное чтение наизусть.

Однако сегодня, по мнению учителя, из-за перегруженности общества всевозможными гаджетами, подростки всё чаще отдают предпочтение социальным сетям, откуда черпают не всегда грамотные и достоверные сведения. Из-за неспособности отфильтровать информационный поток очень часто попадают на уроках в затруднительные ситуации. Однако наибольшее огорчение педагог испытывает от того, что далеко не все ученики умеют слышать учителя. Особенно отчётливо это заметно во время экзаменов, когда допускаются ошибки на оговорённые накануне правила.

— Исторически сложилось, что русский язык занимает в нашей жизни ключевую роль. Обучение (в большинстве своём) на разных этапах происходит на русском языке. Основной язык общения на работе, ведения деловой переписки — русский. Поэтому я и дальше буду учить своих детей грамотно говорить и писать, чтобы в будущем они могли презентовать себя как высокообразованные люди, — убеждена Ирина Квакуха.

Подтверждают правильность её убеждений выпускники, которые, встретив учителя на улице, торопятся поздороваться и рассказать о своих успехах. Многие из них привели к ней учиться своих детей.

— Среди выпускников есть ребята, которые стали филологами именно благодаря мне. Это греет душу. У меня получилось заронить в их души крупицу любви к русскому языку и литературе. Значит, я работаю не зря, — улыбается учитель.